|
Выступление Д. Капрары
на курсах тренеров 27.05.2007 г. Одинцово
Для того, что бы понять проблемы российского волейбола, необходимо понять какой волейбол в других странах. Нужно сравнить, что делают другие команды и волейбольные школы разных стран. Главное, не обращать внимание на таланты, а смотреть на уровень средних игроков, то есть на тех молодых игроков, которые привлекаются на начальном этапе подготовки сборной – это и есть наши средние игроки.
Опыт говорит о том, что если мы едем куда-то играть вторым составом сборной, мы проигрываем в чистую. В 2006 году вторым составом сборная проиграла 12 игр подряд. В 2004 году на «Grand Prix» Карполь играл вторым составом и то же показал плохой результат.
Это говорит о том, что наша российская школа очень отстала и продолжает отставать, потому, что между российскими тренерами эти годы не было встреч, обсуждений проблем и общения. Не проводились семинары, очень мало было написано книг, не снимались фильмы ни о технике, ни о тактике.
И наоборот – в других странах, начиная с середины 80-х годов было издано много литературы, снято учебных фильмов. Проводилось много международных семинаров, где тренеры могли обмениваться своими мнениями. Как только Россия начнет работать по такой системе, тем более что сейчас границы открыты, то может быть не сразу, но наша страна опять будет доминировать в волейболе, как это было много лет назад. Ни в одной стране нет такого выбора игроков, как в России.
На сегодняшний день лучшие школы в мировом волейболе это Италия и Бразилия. Потому что эти две сборные, выступая вторыми составами, может быть не всегда выигрывают, но всегда создают конкуренцию. Две эти школы хотя и являются лучшими, но отличаются друг от друга.
В Бразилии все работают по одной системе, где много времени уделяется технической и особенно физической подготовке. Все тренеры придерживаются этой системы, что дает преимущество тренеру сборной. Когда игроки приходят в сборную они знают, о чем идет речь.
Что касается Италии, там, в середине 90-х годов был создан клуб «Италия». Это 14 лучших игроков юниорской сборной тренировались вместе целый год и играли в чемпионате Италии (подобно высшей лиги российского чемпионата). С ними работал тренер молодежной сборной, но под присмотром тренера Национальной сборной.
Что это дает:
- все игроки длительное время работают по одной методике и когда они приходят в основную сборную, они готовы ко всем требованиям;
- игроки, выходящие из этого клуба, готовы играть в основных составах ведущих клубов очень сильного итальянского чемпионата;
- это дает преимущество и игрокам и тренеру сборной.
Молодые игроки, имеющие возможность играть в составе команды сильного чемпионата получают бесценный игровой опыт. Это было одним из преимуществ, когда сборная Италии выиграла чемпионат Мира. Если бы мы работали по такой системе, у сборной России не было бы проблем выигрывать соревнования любого уровня.
Но на сегодняшний день такие проблемы в России остаются и команды, с которыми может еще конкурировать сборная – это сборные Кубы и Китая. Это происходит по двум разным причинам: кубинки обладают уникальными физическими данными, а китаянки обладают высокой культурой и объемом работы. Еще потому, что их много.
Еще одна нация, которая очень хорошо работает и с которой нужно быть очень внимательным – это Германия. Почему Германия – потому, что молодежная сборная этой страны выиграла чемпионат Мира. В Германии с юниорами и кадетами работают точно так же, как и в Италии – круглый год.
Возникает вопрос, почему сборная Германии не удерживается на высоком уровне? Одна из причин – все игроки национальной сборной остаются играть в Германии, где чемпионат очень слабый. Другая причина – игроки уезжают играть в другие страны, где уровень контрактов намного выше, чем в Германии и отказываются играть в сборной.
При анализе мирового волейбола необходимо делать анализ в каждой из стран: почему, по каким причинам команды играют так. Я уверен, что Россия может играть намного-намного лучше.
С чего же нужно начать? С нас тренеров. Мы первые и я, как тренер сборной, должны думать, как лучше делать свою работу. Это трудно, но нужно перестать искать причины на стороне - нет денег, нет игроков, руководство не помогает и т.д.. Во-первых, не правда, что в России нет игроков! После чемпионата мира я много ездил по стране. И смотрел игры чемпионата не только супер лиги, но и высшей лиги и молодежного чемпионата то же. Игроки у нас есть! Нужно нам, тренерам, засучить рукава и лучше работать в зале.
В первую очередь тренеры должны думать:
- что бы быть только тренерами (много тренеров-администраторов, агентов и т.п.)
- больше работать в зале
- и главное - как работать в зале
Главное – как игрок работает в зале. То есть мы должны концентрироваться на физическую, техническую и тактическую подготовку наших игроков.
Итак, как мы должны тренироваться:
- Тренировка должна быть максимально приближена к игре. Создавать как можно больше игровых ситуаций.
- Важно, как тренер вмешивается в тренировочный процесс и на чем он концентрирует внимание игроков. Не возможно на одной тренировке говорить обо всем. Основное внимание только основным задачам данной тренировки.
- Игроки должны чувствовать, что они добавляют на каждой тренировки. Для этого нужно чаще повторять то, что у них не получается.
Аналитическая работа во время тренировки:
- Заострять внимание на ошибках игроков и дать им возможность исправить ошибки.
- Не важно, какие тренер дает упражнения – важно, как их выполнять.
- Менталитет команды создают тренеры, а игроки следуют тому, что мы (тренеры) говорим. Если игрок на тренировке делает все в пол силы, и вы закрываете на это глаза – будьте готовы, что и играть он будет в пол силы.
- Игроки должны тренироваться на каждой тренировке с максимальной отдачей. Если в команде один игрок работает не в полную силу – он тормозит работу всей команды.
- Средний темп работы в зале возможен, когда проводятся аналитические тренировки и тренировки направленные на совершенствование техники. В таких тренировках особенно важна концентрация и тренерский контроль на правильности технического выполнения движений.
Я хотел бы заострить внимание на наиболее проблемных технических элементах.
1. Защита:
- очень высокая стойка защитников – слабо развиты мышцы ног
- усилить работу по физической подготовке, что даст возможность игрокам работать на более высоком уровне.
2. Прием:
- та же проблема ног, что и в защите
- прием очень быстрый с низкой траекторией и в этом случае игрок первого темпа опаздывает
- не используется прием сбоку. Современная подача летит очень быстро и низко, и нет времени всегда принимать перед собой. И в случае, когда такая подача летит в грудь, в лицо, в сторону – нужно учить принимать в таких положениях.
Мы возвращаемся к школе нашего волейбола. Задача тренера из средних игроков сделать хороших.
3. Блок:
- вынос рук вправо, влево, разведение рук в стороны и очень редко перед собой. В этом случае очень сложно организовать защитные действия на задней линии. Иногда возможен снос рук, особенно при быстрых передачах, но никогда не разводить их. Разведение рук возможно в крайних случаях центральными блокирующими при игре один в один.
- очень медленное перемещение на блоке.
4. Передача:
- с хорошей доводки связующие должны чаще пасовать в прыжке
- мало связующих игроков, которые могут исправить плохой прием дать нападающему хорошую высокую передачу удобную для атаки. Это результат привычки в тренировке все делать не в полную силу.
- отставание связующих в тактике второй передачи. Нет привычки и культуры просмотра видео записи игр с целью изучения игры противника. Нужно изучать игры противника, быть предельно внимательными во время игры и мы тренеры должны быть готовы к изменению тактики ведения игры, т.к. игровая ситуация может меняться. Главный тренер команды высокого уровня не может делать все сам и здесь важна роль помощников.
5. Нападение:
- нападение одна из самых сильных сторон нашей школы. Большинство нападающих используют максимальную высоту прыжка и обрабатывают мяч вытянутой рукой и обладают привычкой всегда бить сильно.
- мы можем существенно добавить в атаке, используя разнообразие ударов по силе и исключить, по возможности, ошибки в нападении при плохих передачах.
6. Подача:
- чаще использовать планирующую подачу в прыжке.
|